Староиндийская защита

Реальность игр онлайн такова, что даже новичку приходится постоянно встречаться чёрными с закрытыми началами, чаще при этом с ходом 1. d2 — d4.

Мы не будем стремиться забивать голову теорией дебютов, а сделаем упор на идеях, которые несёт дебют или система в дебюте. Так как все выдающиеся шахматные педагоги, например Капабланка, рекомендовали начинающим не расширять свой дебютный репертуар до, того, как основательно освоен хотя бы один дебют.

Мы построим изучение староиндийской защиты, взяв за основу партии игранные староиндийской защитой из выдающейся книги Давида Бронштейна «Международный турнир гроссмейстеров»,  все партии с этого турнира с его комментариями. Будут так же использоваться и другие источники, в основном логически связанные с комментируемой Бронштейном партией.

Основная идея: позволить белым выстроить пешечный центр, а затем его контратаковать, основную роль играет при этом фианкеттированный слон g7 чаще всего в сочетании с ходами пешкой на c5 и конём на c6.

Одна из основных тем староиндийской защиты — атака чёрных на королевском фланге, которая обычно начинается хдом пешки f, белые контратакуют на ферзевом фланге.

Yа самом деле феерическая позиция, по всем формальным признакам системы Стейница, у белых огромный перевес в развитии, что стоит один афоризм Тарраша: «Конь на краю доски — позор позиции!» — здесь же чёрные потеряли два темпа, вернув коня обратно на восьмую горизонталь — позор вдвойне.

Поэтому неудивительно, что последователи школы Стейница-Тарраша в 30 — 40-х годах староиндийскую не играли, так в матч-турнире на первенство мира в 1948 году из пятидесяти партиий она встретилась лишь в двух.

В том что староиндийская вернулась в практику, заслуга советских мастеров, которые ввели её  в пратику. Да ещё как — в турнире претендентов в 1953-м году, том самом «Международном турнире гроссмействеров» Давида Бронштейна, староиндийская возникала в каждой третьей партии, начатой ходом 1.d4. Так что резонно её считать русской защитой.

Но вернёмся к положению после рокировки на четвёртом ходу:

См. на Личесс }