1.e4 e5 2.f4 — Королевский гамбит

Начинающий или даже имеющий опыт шахматист может значительно усилить свою игру, если будет всегда стараться разыгрывать дебют в духе вложенной в него идеи.

— Рихард Рети.

Насколько верен этот совет Рети — разобраться в духе дебюта — можно показать на примере творчаства Роберта Фишера, щахматиста которого природа наградила и выдающимся талантом и огромным трудолюбием. В турнире претендентов 1959 года он потерпел 4 поражения и три из них — белыми (!) в защите Каро-Канн. Дошло до того, что это начало против него стали играть те, кто до этого вообще этот дебют не разыгрывал!

Бобби был молод и у него просто руки не дошли до фундаментального освоения этого дебюта, а талант и мастерство не компенсируют понимания дебютной идеи.

Лучше всего изучение теории начал совмещать с практической игрой в соревнованиях. Зубрить варианты ещё хуже, нежели играть в турнирах, не заглядывая в дебютные справочники.  — Совет Михаила Ботвинника.

Основные идеи королевского гамбита

Древнейший из известных в литературе гамбитов — королевский:

1. e4 e5 2. f4

В основе его лежат две идеи: 1) открытие линии «f», по которой после рокировки может быстро начать действовать ладья;

2) возможность создать после ухода пешки e5 (e5xf4) крепкий центр посредством d4.

…заметим только, что после 2… exf белые не могут сразу играть 3.d4, а должны сначала что-нибудь предпринять против убийственного шаха Фh4+.

— Рихард Рети.

Сейчас проиллюстрируем сказанное примером из творчества Пола Морфи, вот позиция из партии, в которой он играл без коня b1

Здесь в высшей степени наглядно продемонстрировано следование основным идеям дебюта: центр оккупирован двумя пешками, которые контролируют половину полей пятой линии — поля c5, d5, e5, f5. Вертикаль «f» захвачена тяжёлыми фигурами белых.

Здесь Морфи просмотрел — и на Солнце бывают пятна — мат в пять ходов, и партия продолжалась ещё несколько ходов.

Важное замечание — отсутствие коня в начале игры, это огромный материальный перевес чёрных, который они не сумели использовать, но, в то же время, отсутствие этого коня — лишний темп для белых, в духе этого начала, он приближает ввод ладьи a1 в игру, и этим темпом Морфи воспользовался технично, пожертвовав по ходу ещё одну фигуру.

Сейчас я приведу всю партию. Без подробных комментариев — они, считаю, излишни, если понимать к чему стремился Морфи. Его соперник грубых ошибок не делал до самого финала, когда уже было, в общем-то, поздно, он «всего лишь» играл шаблонно, по заученным вариантам, не особо понимая, чем занимается Морфи.

И так, исходная позиция, с которой началась партия:

Рекомендую загрузить партию на интерактивной доске

Сейчас рассмотрим на примере партии современных мастеров воплощение той же самой идеи в этом дебюте, этот вариант королевского гамбита носит название «гамбит Полерио-Муцио».

Гамбит Полерио-Муцио

Кузнецов — Корякин Борис, 2007

Сейчас  несколько партий, сыгранных королевским гамбитом в далеком 1960 году.

В первой партии играли перворазрядники.


Победитель в пратии — девятилетний златоустовский школьник Толя Карпов. Прежде чем стать одним из самых тонких позиционных игроков за всю историю шахмат, мудрыми уральскими тренерами он был обучен королевскому гамбиту.

Спасский — Бронштейн, 1960

https://lichess.org/Wmas3Ac7


На этих примерах мы видим, что сильнейшие советские гроссмейстеры в своем шахматном развитии прошли через королевский гамбит

Новичкам, после показа «детского мата» следует давать основы именно королевского гамбита.

Бронштейн — Дубинин, первенство СССР, 1947

https://lichess.org/vEwpbNoB